Концептуальный ум

Концептуальный ум

 

Концепт арт

Концепт-арт довольно молодое и активно набирающее обороты направление в искусстве. Его суть в изобретении пока еще не существующих в реальной жизни образов.

Нужда человека в свежих идеях и новой визуальной информации частично обусловлена ростом потребности в развлечениях(и частично ухода от жизненных проблем в другую, более привлекательную реальность). И чем больше в жизни человека появляется нового , тем быстрее оно устаревает и становится скучным, а значит требуется новая доза более инновационного, будоражущего арта. Если раньше человек мог получать удовольствие от созерцания морского заката а телевизором служил настенный гобелен, то современному человеку требуется нечто более «спец-эффектное». Природа уже не в состоянии насытить ум удовольствием и мы идём в кино или играем в компьютерные игры чтобы утолить свой голод. Перед концепт художником стоит не простая задача — придумать нечто новое, цепляющее и без того перекормленный информацией ум обывателя. Это конечно в идеале. В реальной же работе вы быстро столкнётесь с тем , что инновации вызывают интерес у кого угодно , но только не у ваших заказчиков.Не каждый заказчик будет рисковать и требовать от вас уникальных идей , скорее наоборот, от вас будет требоваться рисовать уже опробованные(приносящие реальные деньги) варианты. И эти варианты так же необходимо изучать и уметь производить.

К слову сказать , абсолютно новые идеи появляются довольно редко , и получают распространение только тогда , когда зритель созрел к их восприятию. Большая же часть художников мусолит одни и теже популярные на сегодняшний день образы, немного меняя их обёртку. И это не плохо и не хорошо. Это — естественно.

Людей выходящих за рамки стандартного мышления иногда называют гениями, но чаще всего сумасшедшими , так как их идеи не находят понимания у людей. Стараться выйти за рамки условностей и стереотипов (по сути сойти с ума) безусловно полезно, но крайне важно обернуть своё расширенное сознание в понятную для нынешнего человека упаковку. Иначе ваша работа не принесёт ни вам , ни кому-то еще никакой пользы.

 

«Красота в глазах смотрящего» (Оскар Уайльд)

Некоторое время назад , один мой хороший знакомый (Виктор Сурков) придумал схему, на которой наглядно можно проследить уровни вдохновения. Мне она понравилась , но я её немного переосмыслил. 

Так на высшем уровне находится неисчерпаемый источник первоначальных идей. Это не какой-то сверхмозг который летает где-то в космосе, а вся наша жизнь с еёрадостями и печалями, любовью и ненавистью. Если в нас раскрыта способность видеть красоту во всех вещах, ситуациях и переживаниях , мы сможем её(красоту) увидеть (без всякой сентиментальности) и в утренней росе , и вонючем бомже на помойке. Вся наша жизнь превратится в постоянный и неиссякаемый источник вдохновения и идей. Однако у большинства из нас доступ к подобному мироощущению закрыт. Закрыт он отчасти из-за того , что мы не хотим замечать того, что как нам кажется не имеет к нам никакого отношения. Мало кто понимает , что окружающая нас реальность, вся без исключения , имеет к нам самое непосредственное отношение. Потенциально, каждый человек имеет связь с этим источником и один и способов выхода на него — естествознание, изучение природы, изучение себя и своего сознания.

После высшего уровня , идут условные уровни развития этого первичного вдохновения. Чем дальше от источника, тем более грубые и попсовые

 

Концептуальный ум

Нажмите на картинку, чтобы увидеть ее в полном разрешении

Попробуйте встать завтра рано утром и просто понаблюдать рассвет. Не стоит при это вымучивать из себя эпитеты вроде: «как прекрасен этот рассвет!» или «ах , какое потрясающее сочетание красок!». Вам не обязательно восхищаться им, вы просто смотрите на него. Попробуйте посмотреть на мир без оценок и клише. Проверьте что вы увидите или почувствуете. Быть может вы найдёте нечто , что тронет вас до глубины души и вам захочется передать это в рисунке.

 

Ум

Чтобы научиться что-то придумывать ,мы должны разобраться в механизмах творческого процесса. Одним из важнейших элементов в этой системе является наш ум.

Есть такая поговорка «мы то, что мы едим». Весь наш организм строится из тех элементов, которые содержатся в потребляемой нами пище. Если пища испорчена, её слишком много или мало, то и наш организм меняется соответствующим образом. Так как мы постоянно что-то едим — мы ежесекундно изменяемся. Фрукты и овощи мы едим чтобы поддерживать здоровье тела, а информационную пищу (фильмы, музыка,общение, запахи и т.д.) для поддержания и развития ума и психики.

Наш ум можно представить в виде котла , в котором варятся всевозможные мысли, идеи и образы когда-то нами съеденные и теперь активно там перевариваемые. Не считая отдельных случаев интуитивных озарений и божественных вмешательств, в наш ум не проникает никакой информации кроме той , что мы сами туда вложили. По сути от нас самих зависит как и о чём мы будем мыслить, на сколько широко будет наше мировоззрение, а значит и фантазия.

 

Разум

 

Так же как и продукты питания , информация может быть полезной , бесполезной и даже ядовитой. В наше время особенно важно следить за тем что за информацию вы потребляете. Если её не фильтровать то, очень скоро ваша голова превратится в унитаз , куда сливается всё подряд. Вся полезная и важная для хорошей жизни и работы информация будет смешана с ТВ рекламой , сплетнями , интригами, всякими ненужными новостями и подробностями чужой жизни. Подобный ментальный мусор мешает жить и трезво мыслить , во вторых накапливаясь , он меняет всё вокруг в худшую сторону и со временем из этой помойки становиться очень трудно выбраться не только вам, но и всем окружающим. Рождаясь , человек начинает впитывать в себя окружающий его мир, и можно провести аналогию с игрой Катамари.

Для начала нужно определить для себя — что вам важно , а что нет. И как только вы начнёте следить за своим умом и фильтровать входящий поток информации, он постепенно будет очищаться и в идеале станет сверхмощным инструментом не только для рисования но и для жизни в целом. 
 

Привычки ума. Предрассудки.

Люди бывают очень разные : рассеянные , жадные , добрые , волевые, хитрые итд. Одним словом — характер , этот тот самый бульон , который люди постоянно варят у себя в голове. Что самое интересное , мы совсем не спешим менять набор его ингридиентов , даже если нам предложат более вкусное и полезное меню. Связано это с нашими древними инстинктами, в частности с инстинктом самосохранения и «стадным чувством». Один раз попробовали и «не погибли» значит это безопасно, значит и в следующий раз можно сделать так же. Так ум постепенно запоминает что можно , а что нельзя и к старости большинство из нас имеет жёсткую схему поведения и ход мыслей. Пожилым людям очень трудно что-то поменять в своей жизни, сказывается тотальная окостенелость ума. Любая перемена становится мучением , потому что думать костью очень неудобно.

Интересные мысли о предрассудках изложены в книге Эрнста Гомбриха: «История искусства»:

«Нет большего препятствия для наслаждения великими художественными творениями , чем наша неготовность отказаться от предрассудков. Картина , изображающая привычный мотив в непривычной манере, нередко осуждается как»неправдоподобная». Чем чаще встречается в исскустве определённый сюжет, тем неколебимее наша убеждённость что он должен изображаться всегда по одной схеме. Особенно легко возгораются страсти по поводу библейских сюжетов. Мы все хорошо знаем , что в Священном писании ничего не говорится о внешности Иисуса, что Всевышнего вообще нельзя представить в человеческом облике, что ставшие для нас привычными образы впервые были созданы художниками — и всё же находятся люди, считающие святотатством любое отступление от традиции.

На самом же делесамые необычные картины на темы священной истории были написаны как раз теми художниками , которые читали Библию с наибольшим вниманием и благоговением. Именно они, забыв обо всем ранее виденном, напрягали своё воображение и, стараясь представить себе, как младенец Христос лежал в яслях , когда пастухи пришли поклониться ему, и что происходило , когда неизвестный рыбак начал проповедовать Слово Божье.»

 

История произошедшая с итальянским художником Караваджо, смелого новатора , работавшего около 1600 года.(Цитата из той же книги).

«Он получил заказ написать святого Матфея для алтаря одной из римских церквей. Нужно было изобразить святого за писанием Евангелия вместе с вдохновляющим его ангелом, чтобы показать божественное происхождение евангельского текста. Караваджо, молодой художник, наделённый богатым воображением и неуступчивым нравом, долго обдумывал сцену, в которой престарелый, бедный трудовой человек, простой сборщик податей, вдруг садится писать книгу. Он так и написал Святого Матфея (чёрно беля картинка) — лысым стариком с запыленными босыми ногами, неловко держащим большой том, наморщив лоб от напряжения в непривычном для него занятии. Юный ангел , будто только что спустившийся с небес, мягко напрявляет натруженную руку Матфея, как это делает учитель обучающий ребёнка письму. Когда караваджо представил картину в церковь , для размещения её в алтаре, люди были шокированы, усмотрев в ней непочтительное отношение к святому. Картину не приняли и художнику пришолсь начинать заново. На сей раз он решил не рисковать и строго придерживаться общепринятых представлений о том, как должны выглядеть ангел и святой(картинка справа). В результате получилась хорошая картина, поскольку художник постарался сделать её живой и интересной, но всё же ей не достаёт той прямоты и непосредственности, которые отличают первую.»

 

Ангелы

 

Художники изучающие рисование в институте или по книжкам сталкиваются с кучей предписаний относительно пропорций , выбора цвета , и т.д. Со временем эта информация рискует надолго въесться в ум и благополучно зацементироваться там. В итоге люди начинают штамповать одно и тоже без попыток сделать шаг в сторону. Особенно страдают в этом плане концепт-артеры , которых долг призывает постоянно выдумывать новые вещи , а ум категорически этого не одобряет. Такую картину можно предотвратить , если приучить себя к постоянным экспериментам с формами , не бояться ошибиться, и постараться отключать шибко умную и логичную голову во время процесса фантазирования. Все мы , сами того не замечая, живём в мире принятых условностей и стереотипов. И наша первоочередная задача эти условности хотя бы научиться видеть,а затем их использовать (здесь я написал немного об этом)! Есть куча различных медитационных техник для работы с умом, которые позволяют повысить его работоспособность и гибкость , чтобы смотреть на мир не сквозь шаблоны и условности , а чтобы видеть вещи такими , какие они есть на самом деле.

Всё это я говорю для того , чтобы было понятно, что наш ум без должного контроля является главным источником проблем и его дрессировка — первоочередная задача не только художника , но и человека.

 

Некоторые советы по фантазированию:

1. Что-то придумывая, не ограничивайте себя никакими рамками. Не стоит сужать бесконечную вселенную до размера вашей закомплексованности.Фантазирование не требует от вас никаких навыков в рисовании ни специальных знаний. Любой ребёнок может придумать огромную вселенную, не умея толком даже говорить.

2. Зарисовывайте свои идеи общими каракулями, так, чтобы вы не отвлекались на детали и не прибивали себя к конкретике. Каракули позволяют фантазировать в динамике. А так же в них заложена фантастическая неопределённость, а значит вы сможете нарисовать то, что никогда бы не нарисовали в трезвом уме и рассудке.

3. Вокруг вас постоянно находится куча разнообразных предметов — используйте их и их формы для фантазирования.

4. Никаких правил и никаких законов не существует — вы Творец! 

 

Концептуальный ум

Нажмите на картинку, чтобы увидеть ее в полном разрешении

Постоянно рисуя «из головы» мы рискуем застрять в своём мирке и отрезать все пути к развитию. Чтобы не рисовать одно и тоже , нам важно научиться грамотно работать с тем , что у нас уже есть, тоесть со своей памятью и периодически напитывать свой ум информацией извне, закладывать в него свежий строительный материал для фантазии.

Некоторые советы по работе с памятью:

1. Прежде чем что-то подсмотреть в книге или в интернете, сперва изобразите это по памяти. Вспомните всё что только сможете (использование памяти тренирует её!). После этого посмотрите на референс и сравните. Вы тут же увидите что именно вы забыли или помните неверно. Если сразу использовать фотографии, то вы практически ничего не отложите себе в память.

2. Желая что-либо запомнить — рассматривайте это с интересом. Память так устроена , что чем нам интереснее предмет, тем мы более к нему внимательны и тем проще его вспомнить.

3. Память работает только тогда, когда мы её постоянно используем. К сожалению в настоящее время мы больше доверяем компьютерной памяти и по этой причине практически разучились пользоваться своей собственной. Нам уже трудно запомнить даже свой номер телефона или собственный адресс , да это и ни к чему , ведь всё сохранено в телефоне или на компьютере. Поэтому постарайтесь понемногу избавляться от привычки хранить информацию на жёстких дисках, ваша голова в миллиарды раз вместительней и удобней в использовании.

4. У нашей памяти поистине нет границ. Более того, хотим мы того или нет,в память откладывается каждый момент нашей жизни. Но легко вспомнить удаётся лишь то, что привлекло наибольший интерес и внимание. Память можно и нужно тренировать.Если вам хочется развить память, советую послушать аудио версию книги Уильяма Аткинсона «Память и её развитие». там даётся много забавных упражнений тренирующих память. По своему опыту могу сказать, что немного потренировавшись я смог легко вспомнить огромную гору хлама в подсобном помещении. И не просто вспомнить, а до мельчайших деталей воспроизвести всю картину целиком.

 

Любая идея имеет своё постепенное техническое и визуальное развитие. Она как живое существо — постепенно эволюционирует и подстраивается под современный мир и его потребности. И если суть у неё остаётся неизменной, к примеру колесо всегда остаётся колесом, её форма и качество довольно сильно меняются.Если бы этого не происходило, нынешние люди ездили бы на автомобилях с каменными колёсами и летали бы на птеродактелях (аля Фред Флингстоун).

Концептуальный ум

Концептуальный ум

Нажмите на картинку, чтобы увидеть ее в полном разрешении

Как правило резких скачков в дизайне не бывает , и одна идея живёт и развивается долгое время. Это связано и с появлением новых материалов и технологий производства , и с нашими потребностями. При этом что-то совсем новое появляется достаточно редко и не всегда принимается обществом на ура. В основном мутируют уже принятые и проверенные людьми идеи, создаются миллионы вариантов по сути одних и тех же вещей. Так вот для того чтобы не изобретать то , что уже давно изобретено , а двигаться дальше , нужно ориентироваться в том , что уже есть и стараться двигаться дальше. В этом нам помогают референсы.

Хотя референсы очень сильно помогают в процессе придумывания образов, они не сделают за вас вашу работу. С ними нужно уметь грамотно работать и я хочу предложить вам несколько советов:

1. Соберите как можно больше информации по вашей теме. Исследуйте различные варианты одних и тех же идей с разных сторон. Не жалейте на это времени, так как это фундамент будущего «дома».

2. Поместите весь собранный материал так , чтобы он постоянно был у вас перед глазами, и вам не приходилось бы постоянно куда-то лазить. Можно распечатать рефы и повесить их на стену напротив. Если вы работаете на компьютере, то создайте один большой файл сразу со всеми картинками.

3. Когда работаете на компьютере, помещайте собранные реф файлы там же, где хранится рабочий файл с картинкой. Это сильно облегчит вам поиск материала в будущем.

4. Больше поиска, больше быстрых набросков. Лично я никогда не останавливаюсь на первом получившемся наброске, а рисую пять шесть различных эскизов. Поверьте, первые скетчи всегда хуже и скучнее. По сути, это пена плавающая на поверхности вашего умственного бульона и лучше от неё избавиться.

Концептуальный ум

Нажмите на картинку, чтобы увидеть ее в полном разрешении

И еще один совет: чтобы нарисовать лошадь, про неё не надо читать или очень долго о ней думать, на неё надо просто смотреть.

Концептуальный ум

Нажмите на картинку, чтобы увидеть ее в полном разрешении

На картинке сверху показана примерная схема работы с референсами. Помните, что перед тем как лезть в интернет, сначала проверьте что у вас есть в голове. Достаньте уже имеющиеся у вас знания , поверьте у каждого из нас там целая сокровищница. После того как вы выпотрошите свою память, обратитесь к рефам и дополните ваши образы свежими деталями. Взрыхлив свой ум и напитав его тематическими образами, вам будет гораздо проще составить из них интересный образ.

И еще. Мифические животные, драконы, тролли, инопланетяне, и всякие подобные выдуманные существа — все они имеют свои реальные прототипы в нашей природе. Даже динозавры, которых никто никогда не видел, были нарисованы на основе ныне живущих животных. Почему так? Потому что мы можем понять, а значит принять только то, что существует в нашем мире и то, что мы встречали в жизни. 
 

Рельсы

Так же как и в проффесиональном спорте, в рисовании нужно много тренироваться. С каждым разом мы чему-то научаемся и совершенствуем своё мастерство.

Хотя ранее я уже упоминал о привычках ума, думаю будет не лишне еще раз поговорить об этом. С самого раннего детства мы запоминаем различные события и объекты, анализируем их и раскладываем по папкам «опасно» и «безопасно». К примеру яблоко, мячик, дом, семья — всё это безопасно. Ножницы, машина, кипяток, опоздание на работу, шумное метро — могут причинить нам вред или убить. По мере того как мы получаем всё больше опыта, мы учимся избегать плохих событий и стараемся как можно больше себя обезопасить. Ключевой момент заключается в том, что различного рода изменения в нашей жизни воспринимаются нашим умом как потенциальная угроза для жизни. Даже если что-то меняется в лучшую сторону — для нас это стресс , так как привычные вещи заменяются на незнакомые, а значит потенциально опасные. Страх сковывает нас, не давая выйти за рамки изведанного и если бы не потребность в пище, комфорте и развлечениях, то сидели бы мы в своей берлоге и носу не показывали.

Всё тоже самое и в рисовании. Мы что-то учимся рисовать, запоминаем это и в дальнейшем повторяем раз за разом получая довольствие от того, что у нас что-то получается, и ум не торопится это менять (ведь все и так хорошо!). Со временем становится все труднее заставить себя рисовать что-то новое, так как у нас рождается свой «стиль». Кто-то начинает думать, что он рожден для рисования «адских демонов», кто-то — для рисования кавайных шариков.

 

Концептуальный ум

Нажмите на картинку, чтобы увидеть ее в полном разрешении

Вернёмся к образу котла в нашей голове. Каждый раз когда вы собираете референс, вы как бы кладёте эту идею себе в котёл и при необходимости можете использовать её в работе. К примеру вы увидели необычную верёвку или оригинальное крепление и зарисовав их в скетч буке — запомнили. Теперь вы сможете пользоваться подобной верёвкой и креплением, просто доставая их из своего банка памяти.

Другой разновидностью рельсов является мышечная память. Мышцы в теле имеют свойство запоминать повторяющиеся движения. Когда мы маленькие, мы не можем ни нормально ходить, ни держать ложку, но с годами тренировок мы научаемся делать это без проблемм. Рисование — это тоже самое что ходьба. Для того чтобы проводить уверенные , лёгкие линии нужна тренировка соответствующих мышц.Тоесть по сути , вы запоминаете на уровне мышц как проводить красивые линии и потом воплощаете свои идеи без каких либо технических проблемм. Однако здесь есть свои подводные камни. Если тренироваться неправильно, можно научиться ходить «косолапо» и писать «как курица лапой» и потом без хирургического вмешательства будет не обойтись.

Для того чтобы этого не произошло:

1. Лучше иметь учителя который вовремя остановит и покажет как нарисовать грамотней.

2. Копировать линии,стиль и пластику тех художников , какими вы сами хотели бы стать.

3. Чтобы избежать узости взглядов и подходов, следует рисовать как можно больше разного как по технике ,так и по идеям. Экспериментировать. 



Рабочий процесс. Рабочее место.

Начиная рисовать думайте только о текущей работе. Дайте себе установку, что в ближайший час, два или сколько можете, вы будете сконцентрированы на том, что рисуете и как вы это делаете. Пусть это станет самым важным в данное конкретное время. Никаких лишних мыслей , никаких обмозговываний жизненных проблем , никаких телевизоров , интернет чатов ничто не должно вас отвлекать.Ведь по сути все постоянно возникающие мысли не имеют хоть сколь важного значения и если мы будем их игнорировать , мы абсолютно ничего не потеряем. Подобная настройка тренирует ваш ум, и со временем вы будите тратить всё меньше и меньше времени на настройку и получать всё больше и больше удовольствия от творчества. Ваш мозг — инструмент с помощью которого вы выражаете самого себя , и он должен быть остр, свеж и не замусорен всякой бесполезной ерундой.

Рабочее место художника , должно быть чистым , удобным и комфортным. Бардак и грязь на рабочем месте подсознательно сигнализируют нам о каких-то незавершённых делах и постоянно отвлекают. Бывает так , что у вас случилось озарение и вы очень хотите рисовать, но увидев стол заваленный хламом , решаете сперва пойти поесть. Это никуда не годится.

Итак, вы всётаки разобрали многовековые завалы и готовы работать. Теперь надо добиться , чтобы у нас перед глазами быть лишь та информация , которая относится к работе. Так , если мы работаем над концептами рыцарей , то хорошо иметь перед собой широкий набор референтов с соответствующей тематикой. Во первых это в разы ускорит вашу работу , во вторых вы будите меньше уставать , так как практически всё что вам нужно будет перед глазами и уму не придётся изобретать корявых велосипедов. 
 

Отдых.

Всякому человеку требуется достаточное время для отдыха. И если кому-то кажется что художник не может устать так же как боксёр после боя за титул , то он глубоко ошибается. Разница лишь в том , что если боксёр физически ощущает слабость , то усталость художника имеет психическую природу и тут можно не сразу догадаться , когда стоит отдохуть. Психическое истощение может накапливаться днями и месяцами , и без отдыха приводит ум , а значит и тело в плачевное состояние. А раз так , то и отдыхать надо качественно.

Во первых от долгого сидения в одной позе, а художники часто это практикуют, мышцы спины и шеи очень сильно устают и со временем становятся деревянными. Кровь в них плохо течёт, соответственно мозг плохо подпитывается кислородом. В итоге мы сидим и тупим, а это первый сигнал для отдыха! В идеале надо обязательно заниматься физкультурой, особенно хороши йога и плавание. Это дисциплины где вы не напрягаете мышцы (как в тренажерном зале), а наоборот расслабляете их.

Во вторых глаза у нас не электронные и сильно устают когда мы пол дня смотрим в одну точку. Здесь надо быть внимательными и иметь привычку давать отдых глазам. Есть разные упражнения для глаз , найдите себе подходящие.

В третьих ум, хотя и не так быстро, но тоже устаёт от постоянного напряжения и требует отдыха. Отдыхает ум во сне и особенно когда ничего не снится.

 

Отдых

 

Суть:

Так и получается, что у одних людей фантазия богатая и живая , у других скудная и однобокая. Вывод напрашивается сам собой: смотреть, слушать, нюхать и даже трогать нужно только то, что вы действительно хотите в себя впитать. Нет смысла просиживать сутками на арт-сайтах изучая ширпотребные картинки, всё это лишь засоряет ваш ум. Вдохновляться, пропитываться следует только самым лучшим, самым гениальным и совершенным. Изучайте настоящих мастеров, классиков, гениев и бегите от дилетантства и халтурщицы.

Кстати, про гениев! Советую послушать Фрэнки-шоу. Великолепное аудио-шоу о великих мастерах. Послушать

 

Концептуальный художник вынужден смотреть много арта чтобы его ум постоянно расширялся.

Иногда может казаться , что постоянно появляется куча абсолютно новых идей. Но если посмотреть повнимательнее, то мы поймём , что нечто подобное в том или ином виде уже когда-то было. Углубляясь в вопрос, мы заметим , что совершенно новые идеи появляются раз в сто лет. Основная же масса «нового» — это вариации уже существующих.

Мы живём в замкнутом мире , где абсолютно всё влияет на всех и каждого. И здесь не может быть «что-то своё» отдельное от всех. Любая мысль — это лишь реакция на окружающий мир , по сути мы и сами являемся этим миром и всё что мы делаем с душой — это уже великое творчество ))

Те , кто вдохновляется только чужими работами, не видят что вокруг разбросаны настоящие сокровища, которыми правда нужно уметь пользоваться.

Чтобы придумывать , достаточно просто открыться для мира , посмотреть что он нам предлагает ! Во первых природа — огромнейший источник вдохновения. Во вторых уже существующие придумки разных людей. Нужно всё смотреть и изучать , вливаться в общий поток творчества. Нет смысла ставить на своих картинках бирки «это придумал «Я». Без всего окружающего мира «Я» всего лишь пустышка.

Нашу жизнь имеет смысл изучать только комплексно, потому что всё влияет на всё. Нельзя к примеру понять как работает автомобиль, заглянув только в багажник. Поэтому рисуя, мы познаём мир, а так как мы часть мира, мы познаём самих себя.

 

Автор статьи Алексей Самохин

Оставьте комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *